-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в pukla

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) —верхъестественное Photos_of_Ukraine

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 28.02.2013
«аписей: 24
 омментариев: 14
Ќаписано: 49


—упрематические вышивки артели Ђ¬ербовкаї

ѕ€тница, 24 »юн€ 2016 г. 23:28 + в цитатник
÷итата сообщени€ —араман Progur

 то внЄс беспредметное искусство в декоративно-прикладную область ≈сли считаете, что сам  аземир ћалевич или его ученики, работавшие над агитфарфором, то вы ошибаетесь!

—тремительно рождающемус€ российскому авангардизму народные промыслы были интересны с самого начала. Ќапример, немало узоров дл€ вышивок есть у √ончаровой, она показывала их на выставках вместе с другими картинами.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»
Ќатали€ √ончарова. ¬есенний павлин (стиль русский вышивки). 1911.

»нтерес к народному искусству тогда был высок. —обирались предметы народного искусства, спонсировали археологические раскопки, организовывались выставки и открывались музеи. ¬спомним только кн€гиню “енишеву и Ќаталью Ўабельскую Ц удивительных женщин того времени.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»

Ќаталь€ ћихайловна ƒавыдова происходила из древнего украинского рода √удым-Ћевковичей. ѕолучила художественное образование в  иевском училище, где училась вместе с јлександрой Ёкстер, јлександром јрхипенко, —ергеем ястребцов (—ержем ‘ера) и другими выдающимис€ мастерами.

—тав женой ƒмитри€ Ћьвовича ƒавыдова, плем€нника ѕ. ». „айковского, Ќаталь€ вместе с мужем переехала в ¬ербовку. »х дом был всегда открыт дл€ людей искусства: художников, музыкантов, поэтов, которые были здесь желанными гост€ми, независимо от политических и национальных предпочтений.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»
”садьба с селе ¬ербовка Ћ.¬. ƒавыдова. 1876. (—обрание “.ј.—ебенцовой)

¬ 1900 году Ќаталь€ ћихайловна основала в селе ¬ербовка мастерскую народной вышивки (артель художественного труда) по возрождению, развитию и адаптации к современности украинских народных вышивок. ¬ ней работало около тридцати вышивальщиц.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»
„ерниговские вышивальщицы за работой

¬месте со своей подругой јлександрой Ёкстер Ќаталь€ ћихайловна изыскивала старинные образцы кресть€нских вышивок, предметы ткачества, литургическое шитье. Ќайденные материалы изучались, классифицировались и служили кресть€нкам ¬ербовки образцами дл€ дальнейшего творчества. ¬ышивались сумки, по€са, подушки, коврики, шарфы. ƒо нашего времени сохранились лишь единичные экземпл€ры, €вл€ющиес€ необыкновенной редкостью даже дл€ музейных собраний.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»
јлександра Ёкстер

 огда в 1914 году артель в ¬ербовке по просьбе Ќатальи ћихайловны возглавила јлександра Ёкстер и стала еЄ художественным руководителем, вышивальна€ мастерска€ превратилась в поле осуществлени€ авангардистских концепций. ѕолучилось удивительно: наиболее традиционна€ сфера искусства тесно сплелась с самой экспериментальной.

Ђ» вот в но€бре 1915 года ƒавыдова и Ёкстер устроили в ћоскве в галерее Ћемерсье выставку Ђ—овременное декоративное искусство ёга –оссииї. “ам и познакомились с ними ћалевич и другие художники его круга, и хот€ ни шарфов, ни подушек с супрематическими орнаментами мастерицы к показу вышить не успели, на выставке было представлено три его проекта. Ёто супрематические композиции, вз€тые с тех самых полотен, которые мес€ц спуст€ будут выставлены на знаменитой выставке открывшей супрематизм Ц Ђ0,10ї.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»

“ак вот и состо€лс€ дебют супрематизма Ч среди работ украинских вышивальщиц, помещЄнный в те же пол€, где вырос и сам  азимир. ѕравда и то, что его проекты не похожи на остальные декоративные экспонаты, например, на пышные и экспрессивные работы по эскизам Ёкстер. Ќо нам важна та лЄгкость, с которой ћалевич поспешил показать супрематизм не в ЂсерьЄзномї искусстве, а среди вышивок. Ёто не имело значени€, такова была сила концепции. » ещЄ Ч тот факт, что ћалевич легко дал свои работы дл€ выставки орнаментов, свидетельствует: он стремилс€ не скрыть супрематизм от всех, чтобы его никто не увидел до выставки, Ч а, наоборот, как можно скорее раскрыть и тем застолбить своЄ изобретение.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»

 о второй выставке мастерской, котора€ прошла в декабре 1917 года, было готово более четырЄхсот образцов супрематической вышивки гладью и аппликаци€ми, преимущественно на шЄлке. „его там только не было: ленты, коврики-гобелены, полотенца, скатерти, шарфы, наволочки-чехлы дл€ подушек, халаты, сумки, даже веера и ширмы. —упрематические композиции служили орнаментом, то есть Ч вроде принтов Ч накладывались на издели€ сверху, не мен€€ их кро€.  ритика ухватилась за Ђ¬ербовкуї.

ЂЅеспредметные арабески гораздо уместнее в декоративном искусстве, нежели в раме под названием картиныї, Ч писал критик “угендхольд.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»

Ќа самом деле они были равно уместны и там, и тут, и ещЄ много где. ќчень много дал опыт создани€ орнаментов Ќадежды ”дальцовой и Ћюбови ѕоповой, приобщЄнных Ёкстер и позднее ћалевичем к Ђ¬ербовкеї. ћожно сказать, что их картины вышли из этих образцов. ѕро ќльгу –озанову так сказать нельз€, еЄ образцы и картины равносильны, но тоже св€заны. » ещЄ один важный момент: оказываетс€, супрематизм был коллективным искусством с момента его рождени€.  оллективными были и замыслы, и исполнение.ї »сточник

Ќаталь€ ћихайловна за€вила о себе как один из самых активных художников авангарда, участву€ а в основанном ћалевичем ќбществе художников Ђ—упремусї и в последней выставке ЂЅубновый валетї (ћосква, но€брьЦдекабрь 1917). ¬ 1918 участвовала в преобразовании —трогановского художественно-промышленного училища в √осударственные свободные художественные мастерские в ћоскве, позже Ц в создании ћузе€ художественной культуры в ѕетрограде. ¬ 1919 две еЄ супрематические работы экспонировались в ћоскве на 10-й √осударственной выставке ЂЅеспредметное творчество и супрематизмї.

ƒолгое врем€ Ќаталь€ ƒавыдова возглавл€ла  иевское кустарное общество. «а этот период было проведена огромна€ работа: открыты профессиональные школы, мастерские, музеи, организовано много экспедиций и выставок.

—ложное врем€, наступило после 1917 года. ћуж Ќатальи ћихайловны выехал на «апад, за ним отправились двое старших сыновей и брат. —ама же она остаетс€ в  иеве с младшим сыном.

ќсенью 1919 года Ќаталь€ уезжает из  иева в ќдессу в поисках сына  ирилла. ’от€ ему было всего 14, он вступил в ƒобровольческую армию генерала ƒеникина, штаб которого находилс€ в в ќдессе.

¬месте с сыном Ќаталь€ ƒавыдова была арестована и полгода провела в заключении. —ын погиб в тюрьме. ѕосле освобождени€ эмигрирует в √ерманию.“ам она написала книгу Ђѕолгода в заключении. ƒневник 1920Ц1921ї (Ѕерлин, 1923). «атем Ќаталь€ ћихайловна переезжает в ѕариж. ∆изнь здесь была нелегка€, чтобы как-то прокормить себ€, она занимаетс€ шитьем и вышивкой. Ќекоторое врем€ работает в доме мод  око Ўанель. ¬се вроде, хорошо, материальное положение более-менее стабильно. ќднако были видимо причины, заставившие еЄ сделать бесповоротный шаг и покончить с жизнью Е
ѕохоронена на русском кладбище в Ќицце.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»
¬ышивка по эскизу Ёкстер, сери€ ÷ветовые ритмы

„асть работ из двух мастерских ¬ербовки были уничтожены во врем€ революции, остальные Ч уже в советское врем€. ”траченную коллекцию в 2005 году начала изучать искусствовед “ать€на  ара-¬асильева. ќна предложила современным художникам и мастерам вышить полотна по эскизам, которые нашла в архивах.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»
—ери€ ÷ветовые ритмы. ѕо эскизам Ёксер

Ђћы находили эскизы с пометками Ђдл€ ¬ербовкиї в частных коллекци€х и музе€х  иева, ћосквы, —анкт-ѕетербурга, Ч говорит она. Ч ѕо ним ¬алентина  остюкова и другие художники »нститута декоративно-прикладного искусства воспроизвели вышивки начала прошлого века. –абота над проектом продолжаетс€ї.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»

Ѕольшинство работ вышила художница ¬алентина  остюкова. ≈Є иголка повтор€ла геометрические рисунки јлександры Ёкстер.
Ђ—ерию Ёкстер Ђ÷ветовые ритмыї € вышила художественной гладью. Ёта техника прекрасно передаЄт колорит именно еЄ работ.  артины ћалевича выполнены художественной и полтавской гладьюї, Ч рассказывает  остюкова.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»

ѕо еЄ словам, ткани, на которой вышит ћалевич, уже больше века. ћатерию художнице подарила Ћюдмила —околюк, искусствовед из ’арькова.

Ђ„асть ниток Ч тоже тех времЄн. “акое штапельное мулине уже не производ€т. ¬ отличие от современного, оно блестит, как шЄлкї, Ч по€сн€ет  остюкова.

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»
¬ышита€ супрематическа€ композици€ ћалевича

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»
¬ышита€ супрематическа€ композици€ ћалевича

—упрематические вышивки артели «¬ербовка»
¬ышита€ супрематическа€ композици€ ћалевича

»сточник




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку